Почему необходимо переносить проект на битрикс. Как не надо разрабатывать проект на Битрикс25.07.2018. О папке local

За все время своей работы с Битрикс мне довелось поработать с очень большим количеством проектов, которые кто-то разрабатывал до меня. Тут и мелкие доработки, фикс различных багов и ошибки работы логики, редизайн сайта и глобальные изменения существующего функционала. И, как и любой другой разработчик, я терпеть не могу разгребать чужой мусор, костыли и «временные» заплатки, которые на деле помнят еще 8 редакцию продукта.

Здесь я постараюсь не акцентировать внимание на стандартных «worst practice» при программировании на PHP, типа наплевательского отношения к выборам имен переменных и функций, излишних запросов к БД в цикле, отсутствия проверок пользовательских данных в формах, игнорирование комментариев и тому подобного. Я попытаюсь коснуться именно моментов, свойственных разработке на Битриксе, которые в последствии позволят избежать негодования и проклятий в ваш адрес от программиста, которому выпало сопровождать ваш код. И да, нередко этим программистом будете оказываться вы сами через год, или более, когда уже совершенно забудете, зачем вы вставляли сюда тот или иной костыль.

«Пишите код так, как будто сопровождать его будет склонный к насилию психопат, который знает, где вы живёте» (с) Джон Ф. Вудс

Первое, и самое, на мой взгляд, важное - ради всего святого, используйте папку local . Это просто жизненно необходимо при использовании системы контроля версий – все, что вам нужно – добавить в исключения папку /bitrix/. Всё. Далее практически вся разработка ведется только в ней. Это заметно упрощает поиск нужных файлов и компонентов в последствии, помогает не засорять репозиторий лишними файлами, да и вообще – приводит дерево проекта в более опрятный, «человеческий» вид.

Не модифицируйте ядро . Даже если вы уверены, что оно не будет обновляться. Даже если так быстрее. Даже если вам лень. Забудьте эту мысль, как страшный сон. Если необходимо изменить логику работы стандартного компонента – перенесите его в новое пространство имен /local/components/modify/ и работайте с ним. То же самое касается модулей, гаджетов и activities бизнес-процессов.

Не засоряйте файл init.php . Объединяйте функции для работы с каким-то конкретным модулем или функционалом в класс, весь этот класс записывайте в отдельный файл, а в init.php просто подключайте эти файлы и прописывайте обработчики событий. Мне встречались файлы init.php по 500Kb, где в кашу были смешаны функции, определение констант, классы и инициализация обработчиков. Разумеется, когда приходилось разбираться в этих файлах, я сыпал проклятиями на своих предшественников.

Следующий пункт не касается случая разработки готовых решений для Marketplace, когда целью ставится сделать максимально настраиваемый функционал из публичной части для конечного потребителя. Если вы работаете над конкретным проектом, по конкретному ТЗ – не стоит пытаться сделать унифицированный шаблон для компонента на все случаи жизни . Лично я придерживаюсь философии – лучше несколько простых шаблонов, использующихся для разных целей, чем один универсальный, но в котором сам черт потом ногу сломит. Разумеется, в каждом конкретном случае нужно отталкиваться от того, что есть – техзадание, варианты реализации и тому подобное, но некоторые слишком рьяно используют «Бритву Оккама». Как пример приведу один проект лизинговой компании, который мне довелось править. Сам проект, конечно, был реализован ужасно, на настоящий ужас был в страницах раздела каталога услуг. У каждого из пяти разделов была собственная верстка, на которых отличалось как положение блоков на странице, так и в принципе наличие некоторых из них. И для всех пяти страниц использовался один шаблон с кучей if-else, дублированием вызовов компонентов, подключением стилей и скриптов, которые, к тому же, периодически конфликтовали друг с другом. Как итог – огромный файл, в котором разобраться «без поллитры» было смерти подобно. Хотя, казалось бы, что мешало сделать 5 разных шаблонов и не создавать трудностей на ровном месте?

Используйте API . Не изобретайте велосипеды там, где это не нужно. Юзайте документацию – весь продукт довольно хорошо описан, а так же каждую функцию можно посмотреть детально на bxapi.ru.

Избегайте прямых запросов к базе . Это частный случай предыдущего пункта – используйте API. Необдуманные, незащищенные запросы могут привести к порче, утере или даже к компрометации данных.

Не используйте компоненты с ЧПУ из корня сайта . Последствия, как правило, довольно печальны, так как ЧПУ использует файл обработчика адресов, попытка использовать его из корня легко ломает вам адресацию других компонентов, а так же 404 страницы. Ничего страшного не будет, если статьи у вас будут адресоваться относительно папки /articles/, а товары относительно /catalog/.

Подключайте css и js с помощью API. До сих пор повсеместно встречаю подключение скриптов и стилей с помощью тегов

Если вам необходимо реализовать какой-то проект, вы можете создать группу, пригласить в нее только тех сотрудников, которые имеют отношение к этому проекту, поставить им задачи, загрузить необходимые файлы. Группы помогают сгруппировать все данные, задачи, файлы, сообщения, встречи в одном месте. Вы всегда сможете просмотреть какие действия, какие задачи были выполнены в той или иной группе.

В Битрикс24 есть группы и проекты. Основное отличие группы от проекта – в проекте можно задать сроки реализации проекта, сроки задач в проекте не могут выходить за рамки сроков проекта.

Поэтому если вам нужны конкретные сроки в проекте, то при создании группы вы можете выбрать тип группы - Проект . Если сроки не важны, то это может быть обычная рабочая группа.

Подробнее о создании группы или проекта можно прочитать .

2. Кто может создавать группы и проекты?

Каждый сотрудник может создавать группу или проект и приглашать в нее участников. Количество групп и проектов в Битрикс24 неограниченно на всех тарифах.

3. Как посмотреть все группы (проекты), которые есть на портале?

Все группы на портале может посмотреть сотрудник с правами администратора. Для этого нужно .

4. Как архивировать группу (проект)?

Для этого во вкладке группы Основное выбрать меню Действия и в нем пункт Редактировать группу (проект) . В открывшемся окне отметить Тип группы (проекта): Архивный .

Архивные группы и проекты не отображаются в общем списке групп. Найти их можно по фильтру Архивные либо с помощью поискового запроса.

Вернуть архивную группу (проект) в работу можно аналогичным способом – снять галочку с типа группы Архивная .

5. Как удалить группу?

Для удаления группы выберите во вкладке группы Основное пункт меню Действия > Удалить группу :

После клика откроется форма подтверждения удаления группы.

Если к группе (проекту) привязаны какие-то задачи, то нужно сначала открепить или удалить задачи, а потом уже можно будет удалить саму группу (проект).

6. Как удалить группу (проект), которая принадлежит уволенному сотруднику?

Удалить такую группу может администратор портала. Для этого нужно на странице Моя страница и далее в меню Действия выбрать пункт Удалить группу :

Если группа или проект еще нужны, то можно просто поменять владельца группы (руководителя проекта) через меню Действия : либо в Редактировании группы (проекта) , либо в Редактировании состава .

7. Можно ли запретить участникам группы (проекта) видеть друг друга?

Если вам необходимо разделить видимость сотрудников именно по группам, есть функция Экстранет (внешние пользователи) , которая доступна на коммерческих тарифных планах Битрикс24 . Этот инструмент позволяет работать с внешними сотрудниками, приглашать их в группы (проекты) и вести всю работу именно в рамках группы. При этом внутренние и внешние сотрудники будут видеть друг друга, только если являются участниками одной экстранет-группы (проекта).

При этом если у вас несколько экстранет-групп (проектов), то между собой участники не видят друг друга.

8. Как пригласить экстранет-пользователя в группу (проект)?

Пользователей можно пригласить как непосредственно при создании рабочей группы (проекта), так в любой момент после создания рабочей группы (проекта) на закладке Основное страницы уже существующей группы или проекта (меню Действия > Пригласить в группу ).

За все время своей работы с Битрикс мне довелось поработать с очень большим количеством проектов, которые кто-то разрабатывал до меня. Тут и мелкие доработки, фикс различных багов и ошибки работы логики, редизайн сайта и глобальные изменения существующего функционала. И, как и любой другой разработчик, я терпеть не могу разгребать чужой мусор, костыли и «временные» заплатки, которые на деле помнят еще 8 редакцию продукта.

Здесь я постараюсь не акцентировать внимание на стандартных «worst practice» при программировании на PHP, типа наплевательского отношения к выборам имен переменных и функций, излишних запросов к БД в цикле, отсутствия проверок пользовательских данных в формах, игнорирование комментариев и тому подобного. Я попытаюсь коснуться именно моментов, свойственных разработке на Битриксе, которые в последствии позволят избежать негодования и проклятий в ваш адрес от программиста, которому выпало сопровождать ваш код. И да, нередко этим программистом будете оказываться вы сами через год, или более, когда уже совершенно забудете, зачем вы вставляли сюда тот или иной костыль.

«Пишите код так, как будто сопровождать его будет склонный к насилию психопат, который знает, где вы живёте» (с) Джон Ф. Вудс
Первое, и самое, на мой взгляд, важное - ради всего святого, используйте папку local . Это просто жизненно необходимо при использовании системы контроля версий – все, что вам нужно – добавить в исключения папку /bitrix/. Всё. Далее практически вся разработка ведется только в ней. Это заметно упрощает поиск нужных файлов и компонентов в последствии, помогает не засорять репозиторий лишними файлами, да и вообще – приводит дерево проекта в более опрятный, «человеческий» вид.

Не модифицируйте ядро . Даже если вы уверены, что оно не будет обновляться. Даже если так быстрее. Даже если вам лень. Забудьте эту мысль, как страшный сон. Если необходимо изменить логику работы стандартного компонента – перенесите его в новое пространство имен /local/components/modify/ и работайте с ним. То же самое касается модулей, гаджетов и activities бизнес-процессов.

Не засоряйте файл init.php . Объединяйте функции для работы с каким-то конкретным модулем или функционалом в класс, весь этот класс записывайте в отдельный файл, а в init.php просто подключайте эти файлы и прописывайте обработчики событий. Мне встречались файлы init.php по 500Kb, где в кашу были смешаны функции, определение констант, классы и инициализация обработчиков. Разумеется, когда приходилось разбираться в этих файлах, я сыпал проклятиями на своих предшественников.

Следующий пункт не касается случая разработки готовых решений для Marketplace, когда целью ставится сделать максимально настраиваемый функционал из публичной части для конечного потребителя. Если вы работаете над конкретным проектом, по конкретному ТЗ – не стоит пытаться сделать унифицированный шаблон для компонента на все случаи жизни . Лично я придерживаюсь философии – лучше несколько простых шаблонов, использующихся для разных целей, чем один универсальный, но в котором сам черт потом ногу сломит. Разумеется, в каждом конкретном случае нужно отталкиваться от того, что есть – техзадание, варианты реализации и тому подобное, но забывать про «Бритву Оккама» все-таки не стоит. Как пример приведу один проект лизинговой компании, который мне довелось править. Сам проект, конечно, был реализован ужасно, на настоящий ужас был в страницах раздела каталога услуг. У каждого из пяти разделов была собственная верстка, на которых отличалось как положение блоков на странице, так и в принципе наличие некоторых из них. И для всех пяти страниц использовался один шаблон с кучей if-else, дублированием вызовов компонентов, подключением стилей и скриптов, которые, к тому же, периодически конфликтовали друг с другом. Как итог – огромный файл, в котором разобраться «без поллитры» было смерти подобно. Хотя, казалось бы, что мешало сделать 5 разных шаблонов и не создавать трудностей на ровном месте?

Используйте API . Не изобретайте велосипеды там, где это не нужно. Юзайте документацию – весь продукт довольно хорошо описан, а так же каждую функцию можно посмотреть детально на bxapi.ru.

Избегайте прямых запросов к базе . Это частный случай предыдущего пункта – используйте API. Необдуманные, незащищенные запросы могут привести к порче, утере или даже к компрометации данных.

Не используйте компоненты с ЧПУ из корня сайта . Последствия, как правило, довольно печальны, так как ЧПУ использует файл обработчика адресов, попытка использовать его из корня легко ломает вам адресацию других компонентов, а так же 404 страницы. Ничего страшного не будет, если статьи у вас будут адресоваться относительно папки /articles/, а товары относительно /catalog/.

Подключайте css и js с помощью API. До сих пор повсеместно встречаю подключение скриптов и стилей с помощью html-тегов. Используйте объект класса \Bitrix\Main\Page\Asset и функции addJs() и addCss(). Это позволит объединять файлы и, в последствии, кешировать их одним нажатием чекбокса в настройках главного модуля

Ну и напоследок, ошибка касается не только Битрикса, но уж больно часто я стал встречать проблемы, связанные с ней. Проверяйте на пустоту массив с результатами выборки . Как пример, последний раз встретился с данной проблемой при работе с одним интернет-магазином. Жалоба: страницы иногда грузятся по 16 секунд. С чем связано – не ясно. Методом проб и ошибок выяснил, что страницы грузятся неприлично долго только тогда, когда корзина пустая. Казалось, с чего бы? Как выяснилось, у корзины при наведении появлялось всплывающее окно, в котором отображались изображения товара, положенного в корзину. Ну что сделал предыдущий разработчик? Взял результат работы компонента «маленькая корзина» и в файле result_modifier.php сделал вызов GetList() товаров для выборки изображений с фильтром из массива ID товаров, потом из результатов выборки в массив соответствующего товара добавлял src изображения. В итоге, когда товаров в корзине не было, фильтр уходил пустой, и в выборку попадал ВЕСЬ каталог товаров. Ну а дальше цикл по каждому и… имеем то, что имеем. Ясно, что на этапе разработки при тестовых 15 товарах это было незаметно, и проблемы возникли уже в боевых условиях. Хотя, казалось бы, чего стоило поставить проверку на empty($arResult[‘ITEMS’])…

На этом я заканчиваю свой личный топ «worst practice», касательно разработки на Битрикс. Если хоть кому-то данная информация поможет избежать ошибок в будущем и улучшить свой стиль разработки, значит это было не зря.

Группы (проекты) помогают сгруппировать все данные, задачи, файлы, сообщения, встречи в одном месте. Вы всегда сможете просмотреть, какие действия и задачи были выполнены в той или иной группе.

Группы (проекты) позволяют работать внутри определенного коллектива, группы людей, т.е. все действия внутри группы (проекта), доступны только ее участникам, другие сотрудники не будут иметь к ним доступ.

Как создать группу (проект)?

Создать группу или проект легко – нажать на одноименную кнопку в правой части раздела Группы , далее выбрать, что вы хотите создать.

В слайдере создания/редактирования группы (проекта) вы можете изменить: название группы (проекта), краткое описание, изображение, владельца (руководителя проекта) и модераторов группы (помощника руководителя проекта).

Примечание : Если используется тип группы – Проект , то добавится еще поле Сроки проекта , а владелец и модератор группы изменятся на руководителя проекта и помощника руководителя проекта соответственно.

Здесь же в секции Дополнительно доступны:

  • Возможности – какие инструменты будут доступны участникам группы (например, вы можете оставить только Сообщения, Календарь, Задачи, Диск и Поиск, если это рабочий проект).
  • – владелец (руководитель проекта), модератор (помощник руководителя проекта) или все участники.
  • Теги – ключевые слова, по которым удобно объединять разные группы (проекты) по темам, доступным в поиске.
  • Тип группы – Видимая, Открытая, Архивная, Доступна в экстранете, Проект.

Про типы групп (проектов) по правам доступа, а также права доступа к инструментам группы можно прочитать .

Чтобы изменить эти настройки в существующей группе или проекте, в правом меню Действия выберите пункт .

Название, описание, изображение и все настройки может менять только владелец группы (руководитель проекта).


По сути, проект – это частный случай группы, у которой есть определенные сроки начала и конца проекта.

Основное отличие проекта от группы – это связь сроков проекта и сроков задач. Сроки задачи проекта нельзя ставить и изменять вне сроков проекта.

При изменении группы на проект, владелец группы становится руководителем проекта , а модераторы – помощниками руководителя проекта . Сами же права доступа не меняются.

Проекты имеют все те возможности, которые имеют группы – Сообщения, Фотогалерея, Календарь, Задачи, Диск, Поиск, Чат, Списки, Wiki.

Группу в любое время можно перевести в Проект и наоборот – в правом меню Действия > Редактировать группу (проект) .

Есть небольшая особенность в дате завершения проекта. Если вы ставите задачу в проекте на дату завершения проекта, то система может выдать предупреждение о выходе за сроки проекта. Для решения этого случая нужно при создании или редактировании проекта ставить вручную срок окончания проекта с конкретным временем, например 23:59.

Как пригласить сотрудников в группу (проект)?

Это можно сделать как при создании группы (проекта), указав участников из структуры компании, так и в уже созданной группе:

  • Если существующие группа или проект открытые и видимые, то любой сотрудник может присоединиться.
  • Если существующие группа или проект закрытые или скрытые, то приглашать в группу (проект) могут только участники, указанные в опции Кто может приглашать в группу (проект) .

Чтобы пригласить, нужно открыть группу, в меню Действия выбрать Участники , далее выбрать нужное действие – Пригласить пользователей :

Здесь же можно сменить владельца (руководителя), модератора (помощника) или исключить пользователя из группы (проекта).

Приглашенным сотрудникам придет уведомление-запрос на вступление.

Чтобы посмотреть отосланные приглашения, нужно выбрать пункт меню Действия > Приглашения в группу (проект) :

Чтобы управлять заявками на вступление в группу (проект), нужно выбрать пункт меню Действия > Входящие запросы :

Кто может создавать группы (проекты)?

Создавать группы и проекты может любой сотрудник компании. Число групп и проектов в Битрикс24 неограниченно.


Администратор Битрикс24 может видеть и редактировать все группы и проекты в компании. Для этого нужно .

За все время своей работы с Битрикс мне довелось поработать с очень большим количеством проектов, которые кто-то разрабатывал до меня. Тут и мелкие доработки, фикс различных багов и ошибки работы логики, редизайн сайта и глобальные изменения существующего функционала. И, как и любой другой разработчик, я терпеть не могу разгребать чужой мусор, костыли и «временные» заплатки, которые на деле помнят еще 8 редакцию продукта.

Здесь я постараюсь не акцентировать внимание на стандартных «worst practice» при программировании на PHP, типа наплевательского отношения к выборам имен переменных и функций, излишних запросов к БД в цикле, отсутствия проверок пользовательских данных в формах, игнорирование комментариев и тому подобного. Я попытаюсь коснуться именно моментов, свойственных разработке на Битриксе, которые в последствии позволят избежать негодования и проклятий в ваш адрес от программиста, которому выпало сопровождать ваш код. И да, нередко этим программистом будете оказываться вы сами через год, или более, когда уже совершенно забудете, зачем вы вставляли сюда тот или иной костыль.

«Пишите код так, как будто сопровождать его будет склонный к насилию психопат, который знает, где вы живёте» (с) Джон Ф. Вудс

Первое, и самое, на мой взгляд, важное - ради всего святого, используйте папку local . Это просто жизненно необходимо при использовании системы контроля версий – все, что вам нужно – добавить в исключения папку /bitrix/. Всё. Далее практически вся разработка ведется только в ней. Это заметно упрощает поиск нужных файлов и компонентов в последствии, помогает не засорять репозиторий лишними файлами, да и вообще – приводит дерево проекта в более опрятный, «человеческий» вид.

Не модифицируйте ядро . Даже если вы уверены, что оно не будет обновляться. Даже если так быстрее. Даже если вам лень. Забудьте эту мысль, как страшный сон. Если необходимо изменить логику работы стандартного компонента – перенесите его в новое пространство имен /local/components/modify/ и работайте с ним. То же самое касается модулей, гаджетов и activities бизнес-процессов.

Не засоряйте файл init.php . Объединяйте функции для работы с каким-то конкретным модулем или функционалом в класс, весь этот класс записывайте в отдельный файл, а в init.php просто подключайте эти файлы и прописывайте обработчики событий. Мне встречались файлы init.php по 500Kb, где в кашу были смешаны функции, определение констант, классы и инициализация обработчиков. Разумеется, когда приходилось разбираться в этих файлах, я сыпал проклятиями на своих предшественников.

Следующий пункт не касается случая разработки готовых решений для Marketplace, когда целью ставится сделать максимально настраиваемый функционал из публичной части для конечного потребителя. Если вы работаете над конкретным проектом, по конкретному ТЗ – не стоит пытаться сделать унифицированный шаблон для компонента на все случаи жизни . Лично я придерживаюсь философии – лучше несколько простых шаблонов, использующихся для разных целей, чем один универсальный, но в котором сам черт потом ногу сломит. Разумеется, в каждом конкретном случае нужно отталкиваться от того, что есть – техзадание, варианты реализации и тому подобное, но забывать про «Бритву Оккама» все-таки не стоит. Как пример приведу один проект лизинговой компании, который мне довелось править. Сам проект, конечно, был реализован ужасно, на настоящий ужас был в страницах раздела каталога услуг. У каждого из пяти разделов была собственная верстка, на которых отличалось как положение блоков на странице, так и в принципе наличие некоторых из них. И для всех пяти страниц использовался один шаблон с кучей if-else, дублированием вызовов компонентов, подключением стилей и скриптов, которые, к тому же, периодически конфликтовали друг с другом. Как итог – огромный файл, в котором разобраться «без поллитры» было смерти подобно. Хотя, казалось бы, что мешало сделать 5 разных шаблонов и не создавать трудностей на ровном месте?

Используйте API . Не изобретайте велосипеды там, где это не нужно. Юзайте документацию – весь продукт довольно хорошо описан, а так же каждую функцию можно посмотреть детально на bxapi.ru.

Избегайте прямых запросов к базе . Это частный случай предыдущего пункта – используйте API. Необдуманные, незащищенные запросы могут привести к порче, утере или даже к компрометации данных.

Не используйте компоненты с ЧПУ из корня сайта . Последствия, как правило, довольно печальны, так как ЧПУ использует файл обработчика адресов, попытка использовать его из корня легко ломает вам адресацию других компонентов, а так же 404 страницы. Ничего страшного не будет, если статьи у вас будут адресоваться относительно папки /articles/, а товары относительно /catalog/.

Подключайте css и js с помощью API. До сих пор повсеместно встречаю подключение скриптов и стилей с помощью html-тегов. Используйте объект класса \Bitrix\Main\Page\Asset и функции addJs() и addCss(). Это позволит объединять файлы и, в последствии, кешировать их одним нажатием чекбокса в настройках главного модуля

Ну и напоследок, ошибка касается не только Битрикса, но уж больно часто я стал встречать проблемы, связанные с ней. Проверяйте на пустоту массив с результатами выборки . Как пример, последний раз встретился с данной проблемой при работе с одним интернет-магазином. Жалоба: страницы иногда грузятся по 16 секунд. С чем связано – не ясно. Методом проб и ошибок выяснил, что страницы грузятся неприлично долго только тогда, когда корзина пустая. Казалось, с чего бы? Как выяснилось, у корзины при наведении появлялось всплывающее окно, в котором отображались изображения товара, положенного в корзину. Ну что сделал предыдущий разработчик? Взял результат работы компонента «маленькая корзина» и в файле result_modifier.php сделал вызов GetList() товаров для выборки изображений с фильтром из массива ID товаров, потом из результатов выборки в массив соответствующего товара добавлял src изображения. В итоге, когда товаров в корзине не было, фильтр уходил пустой, и в выборку попадал ВЕСЬ каталог товаров. Ну а дальше цикл по каждому и… имеем то, что имеем. Ясно, что на этапе разработки при тестовых 15 товарах это было незаметно, и проблемы возникли уже в боевых условиях. Хотя, казалось бы, чего стоило поставить проверку на empty($arResult[‘ITEMS’])…

На этом я заканчиваю свой личный топ «worst practice», касательно разработки на Битрикс. Если хоть кому-то данная информация поможет избежать ошибок в будущем и улучшить свой стиль разработки, значит это было не зря.